Недалеко от города Балабаново находится погост с церковью Преображения Господня на речке Прогнани. В толковом словаре Даля указано, что слово «прогнань» обозначает гнилое, сырое место. Местные жители дают более романтическое толкование этого топонима, связывая его с «прогнанием» врагов. Погост Прогнани упоминается среди вотчин Боровского Пафнутьева монастыря в 1613 г. Уже тогда на нём стоял деревянный храм во имя Преображения Господня. В ходе секуляризации в 1764 г. погост перешёл к духовному ведомству. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» 1782 г. в Боровском уезде под № 411 значится: «Погост и писцовая земля церкви Преображения Господня священно и церковнослужителей по обе стороны речки Прогнанки, церковь деревянная Спаса Преображения Господня». В 1784 г. взамен ветхой деревянной была построена каменная церковь, высокая и нарядная. Клировые ведомости XIX в. указывают, что возвели её «тщанием прихожан». В приход в то время входило сельцо Окатово (Акатово) с тридцатью пятью крестьянскими дворами и несколько соседних деревень. Окатовым владели помещики Иван Афанасьевич Золотухин, Пелагея Фёдоровна Патрикеева и Алексей Исаевич Зыков. Соответствено, в сельце находились «три дома господские деревянные, при них сады плодовитые». В последующие десятилетия приход Преображенского храма вырос за счёт присоединения приходов упразднённых деревянных церквей соседних сёл Истьи (св. Георгия, 1795), Ореховки (Казанская, 1818) и Леташёва (Предтеченская, 1826). В итоге, в Спас-на- Прогнани ходили кроме жителей Окатова крестьяне шестнадцати деревень, в том числе Воробьи, Балобаново. В 1874 г. всего в приходе насчитывалось 426 дворов, 1202 мужчины и 1433 женщины.

image1

Здание Преображенского храма построено по хорошо уже нам знакомой трёхчастной схеме. Композиционное ядро храма — широкий восьмерик с высоким куполом на двусветном четверике. В архитектуре и декоре храма проявляются черты барокко. Достаточно взглянуть на затейливые картуши над входами на южном и северном фасадах. Особенно показательны для позднего барокко оконные наличники с лучковыми и треугольными фронтонами, поднятыми над проёмами на «ножках». Благодаря этому завершение наличника зрительно выделяется. Для барокко вообще характерно, что обращает на себя внимание не сам оконный проём, а его обрамление. В стиле классицизма, особенно в поздней его фазе, называемой «ампир», возросла роль плоскости стены, прорезанной окнами совсем без обрамления или со строгой окантовкой. Это хорошо видно при сравнении основного объёма храма с колокольней, которую построили только в 1829 г. при священнике Михаиле Козьмиче Салтыкове и дьяконе Михаиле Васильевиче Троицком. Архитектурные вкусы к тому времени поменялись. При последнем поновлении храма в 1990-х гг. стены его покрыли штукатуркой «под шубу». Такая отделка лишила объёмы здания чистоты линий, на фасадах колокольни исчезла рустовка. Жаль, что утрачена благородная белая окраска стен. Неискушённому в архитектуре человеку может показаться, что это мелочи, ведь в целом всё чистенько и даже производит богатое впечатление. Храм живёт, меняются строительные технологии. Но уходит обаяние первоначального архитектурного стиля, дух времени.

Кроме главного престола в честь Преображения Господня в трапезной храма были освящены приделы, посвящённые Благовещению Пресвятой Богородицы и вмч. Георгию Победоносцу. В храме обращают на себя внимание иконостасы, богато украшенные барочной резьбой. Прихожане особо почитают иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Борской), Калужской и «Целительница». Недалеко от храма есть источник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, к которому ежегодно 4 ноября совершается крестный ход.

На погосте с северной стороны Преображенского храма сохранились старинные надгробия. На двух из них высечены имена Льва Павловича и Аграфены Ивановны Чебышёвых. Это отец и мать одного из величайших математиков, вошедших в историю мировой науки, Пафнутия Львовича Чебышёва. Учёный появился на свет в усадьбе родителей в Окатове. Поэтому, наверное, в литературе возникла версия о том, что строителями Преображенского храма были Чебышёвы, предки математика. Даже «Калужская энциклопедия» сообщает, что Чебышёвы жили здесь с начала XVIII в. Но в 1782 г. в приходе эта фамилия ещё не упоминается. Однако в 1801г. среди помещиков, чьи крестьяне исповедывались в Преображенском храме, значится гвардии поручик Павел Петрович Чебышёв. А 2 крестьянских двора в д. Фроловской принадлежат его жене, госпоже поручице Елизавете Львовне Чебышёвой. Сами господа здесь не жили. Их сын Лев Павлович Чебышёв, отставной корнет, храбро сражавшийся в войне с Наполеоном, женился на А. И. Поздняковой. Венчались молодые 30 апреля 1817 г. в Преображенской церкви. В дальнейшем сельцо Окатово числится как имение супруги. Чебышёвы считались тульскими помещиками. Их род был внесён в VI часть Родословной книги Калужской губернии только в 1841г. Не являясь землевладельцем Калужской губернии, Лев Павлович, однако, с 1830 г. занимал должности по дворянским выборам в Боровском уезде.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Четыре раза подряд его избирали депутатом, каждый раз на три года (1830—1842). И ещё три срока Л. П. Чебышёв был уездным предводителем дворянства (1842— 1847, 1856—1860). Современники вспоминали его как человека деятельного, предприимчивого, целеустремлённого .

В семье Чебышёвых в усадьбе Окатово родилось 5 сыновей и 4 дочери. Всех их крестили в приходской Преображенской церкви. Метрическая книга с записью о крещении старшего сына хранится в Государственном архиве Калужской области: «4 мая 1821 года сельца Окатова у помещика корнета Льва Павловича Чебышёва родился сын Пафнутий. Крещён 16 мая. Восприемниками были: подполковник Фёдор Иванов сын Митрофанов, из дворян, и девица Екатерина Алексеева дочь Зыкова; молитвован и крещен священником Петром с причтом». Младенцу дали имя в честь преп. Пафнутия Боровского, день памяти которого празднуется 1 мая старого стиля. П. Л. Чебышёв с детства немного хромал и не мог стать офицером. В 16 лет он поступил в Московский университет, а с 1847 г. жил в Санкт-Петербурге, создав в тамошнем университете самостоятельную математическую школу. Всего себя Чебышев посвятил научной и педагогической работе. Он был достаточно богат, но жил скромно и одиноко, посвящая свободное время чтению книг. Пафнутий Львович материально поддерживал способных молодых людей. Имение Окатово учёный, как старший сын, унаследовал по смерти родителей. Математик завещал похоронить себя на родине. Скончался Пафнутий Львович 26 ноября 1894 г. В начале декабря 1894 г. гроб с его телом привезли в Окатово. Собралось очень много народа из окрестных деревень, в основном, женщины (мужчины зимой уходили на заработки в города). У усадебного дома приходской священник Яков Иванович Чупров отслужил литию. Затем крестьянки взяли гроб с телом учёного на руки и несли до самой церкви. В склепе под колокольней Преображенского храма уже была устроена семейная усыпальн ица. В ней покоились два младших брата Чебышёва: юрист, дипломат Павел Львович (1822—1869) и генерал-майор, начальник Кронштадской артиллерии Николай Львович (1830—1875). Рядом с ними нашёл последний приют и Пафнутий Львович. Вскоре сестра Чебышёвых Надежда Львовна Захарова устроила под колокольней придел во имя преп. Пафнутия. Сюда в начале XX в. из окатовско- го дома были перенесены венки, возложенные на гроб учёного, и четыре подушки с его орденами. Придел был разорён немецко-фашистскими оккупантами в 1941г. В память о П.Л. Чебышёве на стене колокольни установлена доска с надписью. Ежегодно в мае в село приезжают потомки Чебышёвых и учёные, чтущие память выдающегося математика.

При Советской власти Преображенский храм не закрывался. Его настоятель Григорий Васильевич Виноградов в декабре 1937 г. был осуждён «тройкой» УНКВД по ст. 58, п. 10, ч. 1 к высшей мере наказания и расстрелян.

Долгие годы в Преображенском храме служил архимандрит Амвросий (в миру Василий Фёдорович Иванов, 1879—1978). 18-летним юношей он поступил послушником в Оптину Пустынь, а в 1904 г. был переведён в Пафнутьев-Боровский монастырь по просьбе настоятеля, чтобы наладить в обители церковное пение. В 1911г. Василий Иванов принял постриг с именем Амвросий, в знак его любви к знаменитому оптинскому старцу. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а через год — в иеромонаха. После революции и закрытия Пафнутьева монастыря о. Амвросий служил на приходах в Боровском районе. С 1942 г. он стал настоятелем Спасо-Преображенского храма в с. Спас-Прогнани. К батюшке за духовным наставлением обращались не только местные жители. Молва о его мудрости, прозорливости и любвеобильности разнеслась далеко от места его служения. От патриарха Алексия I старец имел послушание постригать в тайное монашество людей, живущих в миру. После кончины схиархи- мандрит Амвросий был погребён рядом с Преображенским храмом на месте, заранее им указанном. К могиле старца стекаются паломники. Особенно много их бывает 15 октября, в день его кончины, и в день именин 20 декабря, когда празднуется память свт. Амвросия Медиоланского. Схиархимандрит Амвросий стал поистине святым покровителем Преображенского храма, села Спас-Прогнани и всей округи. Ведётся сбор материалов к прославлению старца в лике святых12.