Паломническая поездка по монастырям Рязанской земли

9 февраля 2017 года в три часа утра от Храма Преображения Господня отправилась в путь группа паломников,  которая состояла из прихожан храма и учителей местной школы им. П.Л.Чебышева.

Ночь выдалась удивительная.  В два часа посыплись с неба мелкие льдинки-кристалики.  Они были такие мелкие, что не падали, а паря, медленно опускались на землю. От всех дорожных фонарей ударили в небо яркие светящиеся столбы. И хотя продолжалась эта световая феерия недолго, зрелище было незабываемое. Подумалось, что это добрый знак – Божие благословение нам в дорогу.

И действительно, хотя дорога стала еще более скользкой ( перед этим стояли морозные дни), а путь предстоял неблизкий,   доехали мы до первой остановки без происшествий.

Остановились недалеко от Святого источника. Спустились по тропе и набрали воды. Красота вокруг необыкновенная:

Видимо, существует традиция оставлять у источника иконы, и вот что мы увидели:

Поскольку выехали ночью, то во время этой остановки и позавтракали заодно.

Естественно, пироги, бутерброды и компот привезли с собой. Батюшка Никифор озаботился провиантом для всей паломнической группы. На костре только разогрели все, и после трапезы прибрав за собой место стоянки, отправились дальше в путь. 

К Святителю Феофану Затворнику

Неизвестно когда был основан Вышенский монастырь. Первое документальное упоминание содержится в писцовой книге Шацкого уезда 1617 года, где речь идет о «Вышенского монастыря слободке». Следовательно монастырь владел землями платил с них налоги. Известно также, что первоначачльно монастырь находился на левом, подтопляемои берегу реки Выши. По причине затопления монах обратились с прошение о переносе обители на правый, высокий берег. При настоятеле ТихонеМонастырь обретает новое место и хозяйство: сначала, в 1625 году – один двор, а уже в 1660 году – восемь. При приемнике игуменаТихона игумене Герасиме монастырь твердо стал на ноги, и богател не только материально но и духовно. Во времена «Петровских реформ» Вышинская пустынь была упразднена в1724 году, но пустовала не более двух лет, в 1726 году при настоятеле  иеромонахе Иосифе возрождается монашеская жизнь и служение в Выше. История монастыря богата разными событиями, в том числе и трагическими, В сенах монастыря были и туберкулезная больница и психиатрическая больница, где в ужасных условиях размещалось до 900 человек.  Но об этом надо писать отдельно.

В 1990 году Рязанской епархии были передынф несколько зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монстырь решили открыть как женский. Это случилось 29 апреля, а уже 30 апреля Монастырь обрел настоятельницу – В Борисоглебовском соборе Рязани Совершилось торжественно посящение в сан игуменьи монахини Нонны. В 1997 году в состав монастыря возвращен был Успенский храм. И уже на следующий год началось ежедневное богослужение.

В настоящее время в монастыре настоятельницей игумения Вера, и насельниц 14 монахинь.

Главной святыней Вышенского женского монастыря являются мощи святителя Феофана затворника Вышенского, причисленного к лику святых в 1988 году. Мощи святителя бфли обретены в селе Эммануиловка и в 29 июня 2002 года торжественно перенесены Успенский вышенский женский монастырь, где и нашли упокоение.

 Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в семье священника в селе Чернавск-на-Сосне Елецкого уезда.

   В1823 г. Георгий поступил в Духовное училище города Ливны. Через 6 лет в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию.

   Георгий Говоров был одним из лучших учеников курса. Глубокое знание и понимание Священного Писания обратили на него внимание епископа Орловского и Севского Никодима (Быстрицкого), Епископ Никодим ходатайствовал о направлении  Георгия в Киевскую духовную академию.

Здесь, под влиянием духовной среды Георгий задумывается о  принятии монашества. Он ощущал  иночество как на трудный подвиг служения Богу.   

    15 февраля 1841 г. ректором Киевской духовной академии архимандритом Иеремией он был пострижен в монашество с именем Феофан, что значит «Богом явленный», в честь преподобного Феофана Сигрианского. Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский, напутствовал новопостриженных: «Будьте там, где поставят; будьте довольны тем, что дадут. Верьте, что доброго монаха Бог никогда не оставит: это невозможно! Молитесь как можно чаще, если можно, имейте Господа Бога в сердце и устах, и-Он будет с вами всегда».

7 апреля 1841 г Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 7 июля - во иеромонаха. В этом же году иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра богословия. Он был назначен исполняющим обязанности ректора Киево-Софийского духовного училища и преподавателем латинского языка.

Затем он преподавал  психологию и логику в Новгородской духовной семинарии. Благочестие, нравственность, хорошее поведение он ставил не ниже образования, отмечая: «Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни».

Преподавательские успехи иеромонаха Феофана были оценены священноначалием, и 16 октября 1844 г. он был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

В 1847 г. с учреждением Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан был назначен в ее состав и 14 октября отбыл в Палестину. Здесь он приступил к исследованию аскетических творений православных писателей по малоизвестным изданиям и по древнейшим рукописям Иерусалимской и Саввинской библиотек. Изучал греческие тексты, приобрел знания в еврейском и арабском языках, приступил к изучению французского языка, а также занимался живописью и иконописью.

    После начла Крымской войны  3 мая 1854 г. Русская духовная миссия была отозвана. Возвращались на родину через Европу. Осматривая храмы, библиоте­ки, музеи и другие достопримечательности  европейской культуры члены миссии приобретали неоценимый опыт.

    В1855 г. за свои труды в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан был возве­ден в сан архимандрита и 15 сентября этого же года назначен на должность ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии, основанной в Петрозаводске.

    В 1856 г. архимандрит Феофан как знаток Востока был назначен в Константинополь настоятелем По­сольской церкви.

   В мае 1857 г. указом Св. Синода был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме административной работы, архимандрит Феофан преподавал каноническое право.

Служение архимандрита Феофана на посту ректора завершилось когда он был возведен  в сан епископа и назна­чен 1859 г. на Тамбовскую кафедру, которая была одной из самых обширных и многолюдных. По инициативе епископа Феофана с 1 июля 1861 г. стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости». Владыка сам участвовал в подготовке номеров. Содействовал откры­тию церковно-приходских училищ, воскресных и частных школ, а также женского епархиального училища. В одну из поездок с целью обозрения храмов и монастырей Тамбовской епархии епископ Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности, «кото­рой нет ничего на свете лучше». Назначая туда настоятелем эконома Архиерейского дома игумена Аркадия (Честонова), владыка на прощанье пророчески произнес: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, ия к вам приеду».

    22 июля 1863 г. епископ Феофан был назначен на более древнюю Владимирскую кафедру. В 1865 г. по его инициативе основаны «Владимирские епархиальные ведомости». Владыка всячески забо­тился о повышении образования священнослужителей, способствовал открытию церковно-приходских школ и духовных учебных заведений. Пребывание будущего святителя во Владимире было непродолжительным. Однажды Святитель сказал сам про себя, что он подобен «шару, без треска катящемуся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов»

  12 марта 1866 г., в день памяти своего небесного покровителя преподобного Феофана Сигрианского, епископ Феофан подал прошение в Св. Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбов­ской губернии. 17 июня 1866 г. был освобожден от управления епархией, назначен настоятелем Вышенского монастыря и 3 августа 1866 г. прибыл на Вышу. В одном из писем писал о своем первом впечатлении: «По всему Выша - преутешительная и преблаженная обитель!»

    19 сентября 1866 г. по собственному прошению епископ Феофан был уволен от управления Вышенской пустынью с правом пребывания в ней. Он перешел в деревянные покои, специально для его проживания надстроенные над каменным просфорным корпусом. Владыка Феофан удалившись от мира, взял на себя подвиг духовного писательства. Начался самый главный период в жизни епископа Феофана - период его затвора. До 1872 г. он наравне с иноками ходил ко всем службам Божиим, принимал посетителей.

    В1873 г. епископ Феофан провел в строгом уединении Великий Пост, на Пасху служил вместе с братией, а потом уединился на целый год.

    С1874 г. затвор становится совершенным. В 1878 г. был обустроен домовый храм, освященный в честь Богоявления Господня, где в полном уединении затворник совершал богослужение.

   Он не видится ни с кем, принимая к себе лишь духовника и келейника, общение с миром происходит только письменно.

Здесь были подготовлены переводы памятников святоотеческой письменности, богословские труды. Главная тема творений - спасение во Христе. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению» (1868-1869), «Порядок богоугодной жизни» (1868-1869), «Письма о духовной жизни» современников, «Что есть духовная жизнь и как на нее на­строиться?»  а также во множестве небольших по объему творений святитель Феофан осветил главные этапы духовного раз­вития христианина. Основная мысль творений святителя Феофана - идея Богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения святителя не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показы­вают ему путь живого общения с Богом.

При начале затворнической жизни в Вышенской пустыни им был задуман огромный труд - толкования на Новый Завет. Святитель успел написать подробные толкования на все По­слания святого апостола Павла.

 Особый интерес представляет его «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами святых евангелистов», вышедшая в 1885 г. Это произведение раскрывает мысль святителя о том, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аске­тизма. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян, чтобы все чле­ны Русской Церкви могли использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли в 1877-1890 гг.

Святитель Феофан для своих трудов использовал огромное количество источников. Библиотека святителя насчитывала около трех с половиной тысяч книг. Это была одна из самых больших частных библиотек того времени в России.

Вышенская пустынь стала местом последнего подвига Феофана Затворника. Святитель считал Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Он говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!».

Автопортрет

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, почил о Господе б января 1894 г. По­гребен святитель Феофан в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе.

 

 

Мы Божией милостью удостоились не только возможности приложиться к мощам святого но и получить помазание елеем от лампадки наl ракой с мощами.

Монахини были с нами очень добры и приветливы. Несмотря на то, что некоторые из них были больны, они уделили нам максимум внимания и показали музей, созданный силами сестер. Конечно, вещей принадлежащих святому Феофану не дошло до нас, но все собранные экспонаты аутентичны,  и Вышенский затворник вполне мог пользоваться точно такими же предметами. К сожалению, уникальная  библиотека была сожжена во время разрушения монастыря в советское время.

Рядом с Вышинской пустынью находится святой источник в честь иконы Божией Матери  Казанской Вышенской. Все желающие могли там искупаться.

Покидая Вышу мы заехали в храм Сергия Радонежского, в котором хранились мощи святителя Феофана до 2002 года.

Следующая наша остановка в пути – обед.

Ну какой же обед в поездке без ухи!?! Остановились мы на просеке, достали из мешка дрова, батюшка развел костери приспособленной специально бочке.  Женщины быстро почистили овощи, накрыли привезенные столы. И еще много вкусностей достали из машины.  Так что обед у нас тоже получился на славу!

Впереди  130 километров дороги  в Пощупово в Иоанно-Богословский монастырь.

Дата возникновения Иоанно-Богословского монастыря доподлинно неизвестна. Полагают, что его основали монахи-миссионеры, которые прибыли из Царьграда (Константинополя) и привезли с собой чудотворный образ Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Происхождение этой иконы весьма любопытно. В 6-м веке в небольшом городке близ Царьграда жил мальчик, которого называли Гусарь. Потому что он зарабатывал себе на хлеб выпасом гусей. А хотел стать живописцем. На воротах его городка был изображен Иоанн Богослов, и мальчик все пытался воспроизвести палкой на песке облик святого. Однажды к Гусарю явился сам Иоанн. Он не стал пугать ребенка, а взял да и написал ему рекомендацию к царскому живописцу Хинарю. Гусарь пришел в столицу, вручил художнику апостольское письмо и таким образом стал его учеником. Для начала стал растирать для учителя краски.Как раз в это время в предместье Константинополя строился храм в честь Иоанна Богослова. Гусарь готовил краски для писания образа, который должен был висеть в этом храме. Учитель где-то отсутствовал, когда перед его учеником снова возник Иоанн и сказал: хватит тебе быть подмастерьем, бери кисть и рисуй меня. Гусарь не сразу на это решился, и тогда апостол сам стал водить рукой мальчика. Когда образ был создан, апостол исчез, а Гусарь стал с трепетом ждать наказания за самовольство. Ничего, обошлось. Сам император похвалил икону и ее создателя. В дальнейшем она несколько веков провисела в том храме, для которого и была написана. Никаких чудес от нее в этом храме не было.

 

Православие тогда только проникло на Рязанскую землю, и монахи много потрудились для укрепления веры. Желая провести остаток дней в уединении и молитве, братия основали впоследствии монастырь в честь Святого Апостола Иоанна, в уединенном месте, на правом берегу Оки. Икона Апостола Иоанна Богослова стала главной святыней обители, и не раз сам Апостол являл здесь свою защиту. Один яркий случай произошёл зимой 1237 года. О нём повествуется в летописи монастыря.

Несметные полчища монголо-татарских завоевателей напали на Русь. Безбожный хан Батый намеревался захватить наши земли, он разграбил Рязань и истребил людей от мала до велика Но когда подошли его отряды к стенам обители Батыю во сне явился «Грозный муж» и запретил разорять обитель. Хан так перепугался, что наутро приложил к иконе золотую охранную печать. Татары в ужасе отступили.

 

К середине XIX века монастырь сильно обветшал и находился в запустении до тех пор, пока в 1859 году в этих местах не поселился Давид Иванович Хлудов. Он приложил все усилия, чтобы возродить его. В конце 19-го века он стал чуть ли не самым красивым в Рязанской епархии. Также была построена четырехъярусная колокольня высотой в 76 метров.

В это же время при монастыре организовано училище, где обучали крестьянских детей. Именно оно и спасло обитель от закрытия после Октябрьской революции. Весной 1931 года Иоанно-Богословский монастырь (Пощупово) все же закрыли, а монахов арестовали. А накануне из него пропала древняя чудотворная икона Иоанна Богослова, которая, кстати, до сих пор не найдена. . А потом икона попала в Россию и пропала после революции Те, кто видел ее подлинник, рассказывают, что от апостола шло тепло и живое свечение. Краски были настолько свежи, что казалось, будто икона написана только что. Однако, по мнению специалистов, за полторы тысячи лет она ни разу не поновлялась, притом, что ее интенсивно эксплуатировали. Постоянно без всякой защиты от непогоды выносили из церкви – на пожары и прочие бедствия. Еще одной особо почитаемой иконой является Икона Божией Матери «Знамение» Корчемная

А также Икона Божией Матери «Тихвинская»

В Иоанно-Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120-ти угодников Божиих.

Среди них мощи апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Евангелистов Матфея и Луки, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца.

Великомученика и целителя Пантелеимона

В алтаре Успенского собора на престоле пребывает чудотворная икона Божией Матери "Знамение-Корчемная", которую по воскресным дням, после Божественной Литургии, выносят и полагают на аналой посреди храма. Перед ней совершается молебное пение с водосвятием.

В этом же храме, слева от амвона, на высокой подставке, находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, мерой и подобием сходная с древним, всемирно известным чудотворным образом, пребывающим ныне в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре под Санкт-Петербургом.

Под ризою монастырского образа Богоматери, около кисти Ее правой руки, находится мешочек, в котором храниться несколько ворсинок или нитей от хитона Пресвятой Богородицы.

Рядом с этим образом располагается цилиндрический по виду ковчежец с главою одного из невинно убиенных Вифлеемских младенцев.

Частицы мощей многих святых имеются также в домовом храме в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Хранятся они также в особых ковчегах. Среди них частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Приехали мы в Пощупово когда уже темнело.

Но смогли и к мощам приложиться и к святым иконам и к источнику за водой сходили.

Там же недалеко от источника и поужинали, благо снеди осталось много, и при всем желании все доесть мы не смогли. Домой вернулись в час ночи,

Поездка получилась великолепная.

Полный фотоальбом прилагаем

www.спас-прогнанье.рф/фотографии/2017

СВЯТЫЕ ГОДНИКИ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!